Cat Mc Red (cat_mc_red) wrote,
Cat Mc Red
cat_mc_red

Categories:

Мутации офисного стиля и бедные дети

Дискуссия о школьной форме свела меня с интересным явлением российской жизни под названием «офисный стиль». За ним подтягиваются другие всадники Апокалипсиса: «деловой стиль» и «классический стиль», которые вроде как существуют и в истории костюма, но в какой-то момент ушли в народ и обрели там другое звучание.
Я думаю, интересно будет многим узнать, что же такое классический стиль, деловой стиль, с чем их едят. И что за новоявленный «офисный стиль». А также мои прыткие гипотезу на тему его возникновения.
Я часто буду использовать слово «костюм», объясню почему. Одежда – это что-то, что можно носить, какая-то бессвязнная, потерянная в мире вещица. Костюм – это нечто гораздо большее, это одежда, включённая в поле культуры.
Слайд2.JPG

Итак, классический стиль. Его девиз – дорогая простота. Он строится на классических принципах гармонии. Из лучших материалов – потому что цена здесь не очень-то имеет значение, а имеет значение обладать лучшим, уникальным, вершиной достижений человечества. Лучшие материалы, лучшие в мире мастера, лучшие решения, отточенные временем. Его происхождение – в среде английских аристократов, да и нынешние носители его – остатки европейской аристократии и крупные политики. Материалы – тонкая шерсть, кашемир, шёлк. Может быть тонкий хлопок – лучшие сорта индийского хлопка или египетский. Синтетика и вискоза здесь не живёт – это уже примеси других стилей. Классика обращена в прошлое, в традиции. Именно в этом стиле подбираются кожаные аксессуары одного материалы и металлы одного цвета. Кожа - самая лучшая, выделка - гладкая. Здесь не нужна перекличка цветов и фактур – материалы говорят сами за себя.
Крой подчёркивает пропорции человеческой фигуры, на элементах кроя не делается акцент. Это просто и пропорционально скроенные вещи, безупречно сидящие по фигуре.


Декор подобран точно под носителя, его очень немного. Принцип – ничего лишнего. Всё, как в классическом произведении искусства. Именно в таком виде существует классический стиль. Ему не нужны ни цвета, ни фактуры, ни необычный крой. Но детали: оттенки, линии кроя, небольшие элементы декора подбираются ювелирно. Он выражает некоторую идею – принадлежность к высшим кругам общества, аристократизм, возможность использовать лучшее, обладание вкусом, следование традициям.
Здесь живут очень умеренные рисунки, спокойные цвета. Яркие цвета идут в галстуки и шейные платки. Основной принцип - соразмерность человеку. Костюм и его обладатель - это единое целое, единство формы и содержания. Достижение этого требует вкуса, средств и времени - без компромиссов.


«Классический стиль» в пост-советской интерпретации ничего этого не имеет. Это безликие вещи из дрянных дешёвых материалов, которые принципиально не могут быть скроены так, чтобы хорошо сидеть на человеческой фигуре, особенно в движении. Для хорошей посадки нужны материалы, обладающие пластикой и памятью, а также мастерский крой и подгонка. Швейный конвейер, рассчитанный на экономию всего – материала, технологических операций, торгового пространства – не оставляет места никакой изысканности. И если в других стилях вещь может быть обыграна цветом, фактурой, модным кроем, то подражание «классике» не оставляет таких возможностей. Остаётся одна только уродливая, безликая, плохо сшитая вещь из очень дешёвой ткани. Такие "форменные" вещи полюбились мелким чиновникам, а вслед за ними и очень исполнительным офисным работникам.

Таковая одежда называется «классикой» исключительно по принципу звукоподражания. Ну и я могу сказать, что она несёт некоторые поверхностные черты классического кроя. Кажущаяся простота, созданная мастерством портного, превращается в примитивный экономный крой. Два совершенно разных сорта простоты. «Классика» пытается копировать умеренные цвета, которые на дорогих тканях смотрятся шикарно за счёт строения натуральных материалов высшего сорта, а на дешёвых тканях смотрится плоско и уныло. Особенно убийственны пластмассовый чёрный и белый, что не мешает им оставаться очень популярными, ибо массовый потребитель не чувствителен к оттенкам – ни в тканях, ни в жизни.



Дальше идёт деловой стиль или стиль сити. Так же его переводят с английского как городской стиль. Это стиль бизнесменов, работающих в сити – деловой части города. Он же стиль улиц большого города. Он вырос из классического, и их родство видно невооруженным глазом. Но отделился от него с появление другой философии - будь быстрым, успешным, достигай. Классика уже всего достигла изначально, и её философия - сохранение совершенства прошлого.
Внешне эти стили можно из перепутать, но деловой стиль имеет совсем другой принцип построения. Его принцип – функциональность при сохранении деловитости и подтянутости. Он делается не всегда из более дешёвых материалов, но всегда – из более функциональных. Они не мнутся и меньше пачкаются, стойко выдерживают многочисленные поездки и вообще подходят динамичному образу жизни бизнесмена.
Их цена имеет значение, особенно в перспективе использования и ухода.



Деловой стиль входит в семейство функциональных стилей. Он рационален, практичен и рассчитан на минимум затрат при максимуме результата – в том числе и имиджевого. Впечатление, которое должен иметь носитель делового стиля – подтянутый силуэт, динамика, бодрость, успех. Значит, в него может идти более дешёвая шерсть и хлопок. Могут быть добавки синтетики (у меня в учебниках 20%, но по факту уже бывает и больше, и я не вижу смысла не расширить границы стиля, если сохраняется его суть) и других волокон – искусственных и натуральных.


Изменяется крой – он более функциональный (позволяет свободнее двигаться при сохранении подтянутого силуэта), имеет больше свободы следовать моде (тут появляются и жилеты, и новые элементы кроя, и отделка). Появляются новые узоры – сложная полоска, ёлочка, «акулья кожа», неявная клетка. Добавляется больше акцентных ярких цветов – у нас же динамика, ритм города. Тут возможна уже контрастная отделка, более яркие блузы, разнообразие рисунков галстуков и аксессуаров. Отделка может быть даже модной, главное требование - не перетягивать внимание, гармонично вписываться в костюм. Возможны интересные аксессуары, лишь бы не брякающие при движении и не мешающие окружающим, но подчёркивающие вкус владельца. Они могут быть довольно модные и экстравагантные.



Здесь ещё нет фактур и трикотажа. Зато могут быть более экономная выделка кожи, разница материалов и цветов – динамика и функциональность важнее статуса. Я могу допустить трикотаж, как нижний слой (почти бельё) под жакет у женщин, но это уже проходит по границе стиля.
Трикотаж (даже тонкие водолазки, столь любимые многими), фактуры и более сложные принты появляются в более расслабленном стиле – кэжуал. У него есть рабочие варианты для офиса, которые подойдут почти всем офисным работникам торговой сферы и остальных, нацеленных на коммуникацию.



Деловой стиль (стиль сити) используется в офисах компаний, где нужен высокий уровень консервативности (близости к устоям капиталистического общества) – банки, страхование, финансовые организации и т.п. Труженикам других сфер бизнеса он нужен только на встречах высокого уровня – для топ-менеджеров в ситуациях похода в министерство, приёма иностранных партнёров и т.п. и то не для всех. Остальным смертным более уместно будет расслабиться и носить бизнес-кэжуал – ещё более вольную одежду с принтами, фактурами, повсеместным использованием трикотажа.
Философия стиля кэжуал – удобство и простота коммуникации. Бизнес-кэжуал, соответственно, простота коммуникации в бизнесе. Именно бизнес-кэжуал чаще всего называют «деловым стилем», потому что он на виду, гораздо более распространён, и это может вносить путаницу. Различить их просто: деловой стиль нацелен на создание образа человека, которому вы доверите своё состояние, свою безопасность, хранителю основ капиталистического общества, акуле бизнеса. Кэжуал рассчитан на коммуникацию равных.
В литературе по этикету бизнес-кэжуал обычно соответствует уровню "условно-деловой стиль". Но может быть множество нюансов, определяемых конкретной ситуацией. В истории моды мы можем выделить, например, женственный стиль, авангард и минимализм, а также куча современных эклектичных течений, которые тоже отлично укладываются в деловые дресс-коды и ситуации. Поэтому разговор об этикете одежды - уже немного другая история.





Оттого, к примеру, потуги начинающих сетевых торговцев выглядеть в стиле сити, собранные из костюма полиэстер+вискоза, дешёвой рубашки из китайского хлопка и галстука-обманки на картонной основе тянут не более чем на маскарадный костюм (особенно с той длиной брюк, которые они и не знают, что нужно подшивать индивидуально). Уместнее было бы честно потратить ту же сумму на рубашку и брюки в стиле кэжуал – в интересных цветах, фактурах, где уместны смесовые недорогие ткани, дополненные фактурными аксессуарами. Потому что невозможно сделать стиль из ничего. Должно быть хоть что-то – либо деньги на лучшие материалы, либо фантазия.

Итак, мы уже вплотную подошли к гибридо-монстру, названному на просторах пост-совка «офисным стилем». Что это есть? Дешёвый поликоттон (хлопковый мусор, замешанный на синтетическом клею. При этом на этикете указано 100% хлопок – ибо сырьё таково. Большинство трикотажных вещей в масс-маркете сделано именно так), в лучшем случае - грубый китайский хлопок, самый грязный, и самый дешёвый в мире. Костюмные ткани из полиэстера, в лучшем случае в смеси с вискозой. Женские блузы из чёрт знает чего. Всё это идёт в унылой цветовой гамме, подражающей чаще классическому стилю, ибо полоски и ёлочки – слишком сложно для среднего офисного служащего. Он это не купит в магазине после выматывающего 8-часового рабочего дня. Он скорее предпочтёт что-то более безопасное (чтоб сочеталось) – гладкий пластмассовый чёрный и, в лучшем случае, какое-нибудь светлое, возможно, в полосочку. Аксессуары обычно не предполагаются, только самые необходимые – ремень из дермантина или пластика, криво сшитая сумка из чего-то подобного. В хорошем варианте – ремень-таки из недорогой кожи и ровно сшитая сумка из чего-то типа кожи. Чувствуете разницу между классическим, деловым и "офисным" стилем?



Ок, поехали дальше. Какова философия такого рода офисного стиля? Это подражание и обезличивание. Это отсутствие собственного суждения и неумение отстоять свои права, потому что нравиться такое просто не может (хотя стокгольмский синдром тоже никто не отменял). Это отказ от эстетического. Обычно эта одежда неприятна для кожи, плохо сидит, постоянно задирается, плохо пахнет и плохо выдерживает носку. Для появления хоть какой-то радости жизни женщины часто разбавляют скудность одежды демонстрацией тела (всё лучше, чем плохой костюм), ювелирным украшениями массового производства (а чо, статус), чем-нибудь модненьким (хоть что-то новенькое), а мужчины эмоционально вообще отключаются от костюма. Мол, «одежда мне неважна. Что сказали – я так и делаю». Безэмоциональность, отчуждение от собственных чувств, отказ от эстетического суждения очень характерны для носителей «офисного стиля». «Против системы не попрёшь» - одна из любимых их фраз, что отражает снятие ответственности, отказ от действия, перенос решений на внешние, не зависящие от них обстоятельства.



Как называется тогда то, что продаётся в сельпо под названием "классический мужской костюм"? Это называется китч, друзья. Массовая продукция, копирующая поверхностные внешние черты стиля. И если уж вы выбираете китч, действуйте с размахом и юмором, чтоб окружающие плакали или смеялись. Учитесь у Одда Нердрума, но учтите, что чаще получается Вася Ложкин.

Хотя всегда можно просто отделиться от носимого костюма. И сказать - "это не я, это жизнь такая".

У каждого стиля есть своё ядро, сердце – то, ради чего этот стиль появился в мире, ради чего он существует. «Офисный стиль» отражает внешне отказ от действия, принятия решений, ответственности. Я даже не знаю, стиль ли это. Но вроде бы он устойчив, имеет корни и среду произрастания. Можно считать это на самом деле стилем. Тогда можно называть его без кавычек, но это не встроит его в дерево стилей, произрастающей на почве истории костюма. Он останется безродной дворняжкой локального пошиба - псевдостилем. Типа как если чукчи начнут цеплять завозные галстуки поверх оленьей шкуры. Забавный курьёз, но как ветвь развития - мёртв. Хотя это не отменяет возможностей ироничного обыгрывания этого явления, как в "Служебном романе", например, или вдохновлённой советской толпой 80ых коллекции .

Этот офисный маскарад довольно забавно выглядит на охранниках в супермаркетах с их напускной серьёзностью. Неплохо смотрится в кино на юмористическом образе секретарши. Но нет ничего симпатичного в том, что мелкие чиновники пытаются навязать его детям в школах. Притом в самом жутком виде – исключая принты, цвета и фактуры. Убивается любое проявление индивидуальности под видом «культуры».
Ясно, что ни классическому, ни деловому стилю российский школьник не может следовать. У него нет тех денег, которые есть у родителей, отправляющих дитятю в элитную закрытую английскую школу, где учатся аристократы старых фамилий. Нет возможности выдерживать стиль сити – да и зачем? Ребёнок что, торгует акциями или выдаёт кредиты? Зато есть необходимость поместить его в пространство, где зримо присутствуют правила. Пусть бессмысленные, важен же контроль.
Я соглашусь, что в школе уместно отражение рабочей, сосредоточенной атмосферы в костюме. Не решусь затрагивать тему творчества в обучении - тут уж не до жиру, быть бы живу. Но замечу, что дети – более эмоциональные и подвижные, чем взрослые в офисе. Логично создавать нечто достаточно спокойное, не отвлекающее от занятий и не мешающее движению на базе трикотажных и практичных тканей – но какого ж ляда тогда лишать костюм цвета, принта, фактуры и декора, как это обычно происходит? Да и откуда растут ноги у этой кастрации? Изложу свои гипотезы.
Под соусом «культуры», поддерживающей благонравную строгость школьной формы, приписывают развитие вкуса и красоту. Позвольте, всем ясно, что чиновникам от школы выгоднее детей застроить и заровнять под единообразие. Именно так это и стоит подавать – культурой тут, конечно, попахивает слабо, да и культура эта на любителя. Скорее культ. Дёшево, сердито и соответствует ценностям авторитарной системы. Но отчего же эта чудовищный миф про «культуру и красоту» повторяется и в среде родителей? Я допускаю существование индивидуального вкуса, видящего прелесть в пластмассовых оттенках серого или синего на дешёвом полиэстере, дополненного грязноватым или синтетическим плоским белым. Вкусы бывают очень разные. Я допускаю, что это может создавать интересный эффект на фото, особенно в групповом – лица уже как будто вставлены в заготовленную рамочку. Как бы лицо лишается тела, а индивидуальность оставляется за пределами школьного пространства. Я отчётливо вижу пафос жёсткого контрастного сочетаний, заключающего шаловливые детские мордашки в безопасную клеть, лишённую эмоций. Пусть всё так, есть любители самых разных вещей на свете, я им не судья. Пусть кто-то видит в этом привлекательность, и душа его парит в облаках при виде марширующих под песенки Шаинского детей.
Но ведь это спорное выражение прекрасного широко тиражируется уже лет десять, как началась эпопея с российской формой. И не сдаёт позиций. И уже ясно, что детей форма не дисциплинирует - бегают также, а кризис образования никак не проходит, несмотря на строгий контроль внешнего вида детей, практикуемый уже в каждой школе.

Притом рекомендации МинОбра звучат вполне разумно. Есть парадный, повседневный и спортивный костюм - уже неплохо. Повседневный костюм может нести какие-то общие черты для коллектива. Скользкой темой является некий «общепринятый в обществе деловой стиль». Размыто, конечно, но мы разумно сочтём, нечто вроде «бизнес-кэжуал» - одежды, распространённой в деловой среде для коммуникаций, простого и свободного общения, на близкой дистанции. Но в реальной школьной среде эти предложения мутируют, атакуемые тревожным желанием угодить всем на свете начальникам, быть лучше всех, правильнее всех, самым красивым и вообще. Раз форма – значит, форма как для пельмешков. Униформа. Чтоб никто не выделялся, ибо это некрасиво смотрится в парадном строю. Что никто из начальства ничего вдруг не сказал. И даже не подумал. И вдруг внеплановый смотр на плацу? На всякий случай убрать вообще всё лишнее. Да и помогает внешним проявлениям дисциплины, при отсутствии внутренних предпосылок к ней. Ну чем не гоголевская «Шинель»? Ведь мы все из неё вышли. Страх индивидуальности убивает всю свободу, даже ту, на которую МинОбр не покушался. Рамки закона очень широки, но в быту они они волшебным образом превратились в прокрустово ложе.
Это идёт ещё дальше– поисковик по слову «школьная одежда» неизменно выдаёт уродливые картинки каталогов, где дети как на подбор в белых топорщащихся рубахах. Рынок гибко следует за потребностями. К тому же, рубленные сарафаны и жилеты смотрятся на этом фоне выгоднее. В модной съёмке часто используют уродливые фоны, чтобы косячные вещи смотрелись более выгодно. К тому же надо представлять, что такое съёмки для каталогов (прошу вас, никогда не одевайтесь так, как модели в каталогах). В итоге, убожество модного предложения по запросу «школьная одежда» впечатляет своими масштабами при совершенном однообразии. Даже если сравнить с монструозным офисным стилем, безыскуснее которого вроде и быть не может – школьная одежда ещё более примитивна и уродлива.
Эта невесёлая ситуация, к сожалению, не просто глупая история про шмотки. Это отражение «нормальных» отношений между школой, детьми и родителями, наполненных далеко не самым лучшими человеческими чувствами. И место ребёнка в этом треугольнике – бесправной безголосой куклы, вынужденной терпеть, постепенно лишаясь возможности чувствовать, выражать эмоции, непосредственности, потому что взрослым так удобнее – когда все буратины выстроганы под один шаблон и окрашены в неброские единообразные цвета. И родителя – всегда готового папы Карло, убирающего лишние стружки по первому же требованию вышестоящего начальства.
Tags: деловой стиль, классический стиль, философия стиля, школьная форма
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кто я?

    Сначала этот блог появился просто для того, чтобы проявить меня в жж-сообществах. Никакого "Я" тут не было. Потом тут писались коллекционерские и…

  • Чёрный, белый и классическая эстетика

    Убеждения особенно сильны, когда образуют систему. Тогда они поддерживают друг друга, и в особенно развитых случаях получается целостное…

  • Кто я

    Я имиджмейкер-стилист. Мне платят за то, что я говорю, как нужно выглядеть. Но не всё так просто. Ведь я понятия не имею, как вам нужно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments