Cat Mc Red (cat_mc_red) wrote,
Cat Mc Red
cat_mc_red

Искусство, современное искусство и плейбэк-театр.

Ищи, гадай, в каком из перепадов
Под пальцами почуешь ткань разрядов.
В какой вселенной жизнь прольётся легче,
Добавь огня, чтоб развернулись плечи.

Это стихотворение я писала в 2006 году. Оно об упоении творчеством, о прикосновении к невидимой стороне реальности. Ведь искусства нет в объективном, наблюдаемом мире. Картины, оперы, фотографии, спектакли, фильмы - всё это НЕ искусство. Это документальные свидетельства о том, что искусство случилось, что кто-то когда-то прорвался туда, на невидимую сторону, и даже вернулся назад. Это маленькая, но очень опасная записочка в клюве невиданной доселе птицы - "Иди-и, давай. И ты сможешь". Это свидетельские показания. Мол, мы были там, по ту сторону. ОНО существует. Там всё - настоящее! И вы, допустим, так снисходительно свешиваете ножку с дивана и в промежутке между двумя чипсами разите нахальную птаху наповал "не верю". Посмотрим, долго ли ты продержишься, сказочная пичуга, если располовнить тебя скальпелем научного познания. А если придавить стопудовой гирькой здравого смысла? А есть ли толк от тебя для кошелька? Что-оооо? её ещё и кормить надо? Брысь, брысь от меня, наглая тварь. Наоткрывают окон, дэбииилы.




Ну или вдруг "верю". Что тогда? Тогда будет трудно. Очень-очень трудно. И больно. И страшно. И порой в полном одиночестве. И обычно совершенно бесплатно. Но самое удивительное, что вернуться назад и сказать "не верю" уже не захочется ни за какие коврижки. Более того, смотришь на свою прежнюю жизнь и думаешь: "лучше уж умереть вообще, чем жить вот так!"

Люди смешные. Когда возникло словосочетание "индустрия культуры" оно казалось явной насмешкой. "Холодный огонь", "сухая вода", "бескорыстный бизнес" - вот примерно так оно звучало. Люди начали ставить производство того, чего нет, на поток и, соответственно, вся эта байда держится только на честном слове. Притом это честное слово тех, кто уже умер, так что и спросить не с кого. Классическое искусство стало ускоренными темпами усыхать до академизма и формализма, изредка оживляемого вспышками персональных дарований, которым удалось пережить обучение. Зато основная творческая энергия направилась на ох... производство оружия сначала. А потом стало ясно, что ещё чуть-чуть - и некому станет лежать на диванах, хрустеть чипсами и не верить.
Ну и тут понеслась. Решили, раз уж картина, опера и всё такое - всё равно НЕ искусство, то давайте делать его здесь и сейчас, свидетельствовать что, мол, был факт искусства и на этом всё. Сходили по ту сторону, вернулись - и всё. Отметили, что имел место факт искусства такого-то дня и года. Назвали это перфоманс. Тут уж попробуй не поверить, когда всё происходит прямо у тебя под носом. Не, диван, конечно, туда не пройдёт, но в замочную скважину подсмотреть можно.

Тут тоже начали происходить нехорошие вещи. Например, пользуясь тем, что с дивана не очень хорошо видно, стали подражать перфомансам и прочим творческим вещам. Тоже под вывеской "Искусство" и деньги за это брать. Птаху сложно поставить к станку, она слишком уж нежна и своенравна. А вот кур вполне можно подразукрасить под гжель (и хохлому) и реальную пользу от них стабильно получать.
А ведь всё гениальное просто. Как отличить искусство от НЕ-искусства? НЕ-искусство приятно и удобно. Оно не мешает ни дивану, ни чипсам, а даже способствует. Искусство делает больно. После встречи с искусством ты всегда не такой как прежде. Ты уже хотя бы чуть-чуть, но другой. Искусство трансформирует зрителя, делает его со-творцом. Искусство, уже самый последний секрет открою, вообще происходит в голове у зрителя.
Так к чему я всё это пишу. Я хотела написать эссе про плейбэк театр. Меня многие спрашивают - ну что там, ну расскажи. Ничего не понятно. Ну я проснулась ночью от того самого ощущения, что у меня "под пальцами ткань разрядов", и думаю - а, напишу. Что я испытала, о чём рассказывали зрители, что показывали актёры. Но почему-то оно не хочет писаться. Могу только сказать точно - это был факт искусства. Засвидетельствованный мной, потому что мне повезло в своё время встретить учителей классической школы искусства, которые кое-какими картами невидимого мира меня снабдили и кое-какие наказы оставили. Это ОНО, друзья.

То, что я так долго искала в музыке, живописи, поэзии. То, зачем я пошла в имиджелогию. Оно и там есть, но ведёт войну не на жизнь, а на смерть с коммерческими подделками. И я порой очень, очень устаю от этой войны. Мне необходимо то место, куда не может добраться бизнес со своими замечательными, необходимыми и очень нужными человечеству утилитарными ценностями. Место, где я смогу выстроить дом для сказочных птах и наводнить ими если не весь мир, так хотя бы отдельно взятый город. Потому что без сказки жизнь бессмысленна, а единственное что остаётся - это хрустеть чипсами и как можно сильнее забивать все органы чувств, чтобы эту бессмысленность не замечать. Ведь стоит остановиться на минуту - и всё. Ты сидишь в доме, где нет ничего, кроме пакетов от чипсов и мёртвых птиц на разных стадиях гниения.

Может быть, я напишу когда-нибудь и свои впечатления от перфоманса. Может быть, в них тоже будет капелька искусства. Но как описать то, чего в нашем мире не существует? Каждый раз - это переход на бездной банальности в пустоте бесконечных возможностей по тончайшей нити, сотканной из моего дыхания и пульса. Цель всегда одна, а путь - непредсказуем. Каждый раз я выпускаю из тайника по ту сторону новенькую партию нежных невиданных птенцов, которым нет места в этом мире нигде, кроме твоего сердца, читатель. И иногда кому-то удаётся найти там тихое местечко и загнездиться. Каждый день я оплакиваю сотни мёртвых тушек, но когда я слышу песню какого-нибудь уцелевшего счастливчика, я рыдаю ещё сильнее - от радости. А иногда я смеюсь так, что сотрясется весь дом со всеми диванами, какие только в него не натащили. Потому что смерть посланника абсолютно ничего не менят - потайная дверь всё там же, можете вы до неё добраться или нет. Искусство - это свидетельство самой вечности и нашей способности прикоснуться к ней. Одно но - диван туда не пролазит. Ни за какие деньги.

Так вот, плейбэк - это место, где рождаются сказки. Какие? Народные сказки. Самые настоящие, живые, искрящиеся смехом и омытые слезами народные сказки. Травят байки, вот что там делают. Давно ли вы как следует травили байки, от всей души? Так, что душа чувствует себя омытой в бане, обновлённой и окрылённой? Вот там именно это происходит. А как? Да чёрт его разберёт, как. Как-то.
Tags: искусство, истории, плейбэк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments